г. Москва, дворец творчества детей и молодежи «Преображенский»

Даша Полякова, бывший командир отряда «Надежда», генетик, педагог, высококлассная горнолыжница

«Надежда» во мне, моей жизни, профессии.

Мне кажется этих слов уже достаточно. Это безусловная констатация факта. Мне полно от того, что Надежда во мне. И я стараюсь, чтобы и тем людям, кто иногда проходит часть своего пути со мной рядом – неважно, неделю или несколько лет, было полнее от меня.

Что я имею ввиду? В каком-то смысле – девиз отряда, конечно. Но, как выясняется, нести добро и радость людям – не самая простая затея. Добро еще ладно. Его хотя бы получается определить в каждом конкретном случае. Иногда, кстати, большим добром для человека оказывается оставить его в покое и не докучать своими помогательными способностями.
НО. Тут очень важно исходить из того, что тот человек, которому я решаю причинить добро – тоже считает это для себя добром. 

Бывает получается. Особенно с малознакомыми людьми. Иногда с совсем незнакомыми… Какие-то случаи западают в душу и вспоминаются потом. Это приятно и просто. Это как раз та часть Надежденской полноты во мне, которая растёт. А вот нести радость – это задача практически неподъёмная для одиночного забега. 

Если бы мне в 14 лет в агитпоходе кто-нибудь рассказал, что нести людям радость сложно – я бы никогда не поверила, рассмеялась, пожалела этого человека, но не восприняла всерьёз. Столько доброй энергии, заинтересованности и благодарности людей, сколько сыпалось на нас тогда со всех сторон – это очень много. Больше, наверное, было только, когда меня приняли в светлый круг ориентиров. И на протяжении всей нашей совместной жизни и деятельности с этими любимыми людьми. Эта радость же такая многогранная, разнопёрая! Это и радость ребят от того, что получается, это и радость коллег, что затея удалась, это и огромная безусловная вера в меня (и в каждого, кому Надежда стала семьёй) и мне старших друзей, Ефима Борисовича, младших ребят, родителей, и тех самых – незнакомых зрителей, чья радость, наверное, появлялась действительно от надежды.
Что именно в их жизни станет светлее и проще, что надо верить, трудиться, не отчаиваться, раз такие ребята по-настоящему есть в таком современном, неоднозначном, быстром мире. В общем радость, которой делятся ребята и взрослые из Надежды – обновляющаяся, самовоспроизводящаяся энергия.
Ефим Борисович построил вечный двигатель, который продуцирует радость (вдобавок к формированию личностей), как пар, выходящий из паровоза по мере его езды. Это огромный труд. Но формула перевода труда в радость неочевидна. На примере Надежды, я её хорошо понимаю. Изменить её так, чтобы мой индивидуальный ежедневный труд (я не только про работу) тоже приносил радость окружающим меня людям – вот, наверное, самая сложная моя задача на сегодня. Я не всегда знаю, где взять радость, которой делиться. Я стараюсь её создавать.

Чем ещё стоит делиться с людьми и как это связано с Надеждой во мне? До 12 лет меня мало интересовало всё, что происходило в отряде и в лагерях, кроме спорта. Потом, я как-то случайно выиграла интеллектуальный вечер и перестала плохо и со скукой относиться ко всему что касалось развития мозга и души. А еще позже, мы с ориентирами придумали формат познавательных вечеров «Просто о сложном». Столько информации, сколько я обрабатывала, готовясь к этим вечерам, я не изучала, даже заканчивая медицинский университет. Мне было важно научиться разбираться в какой-то теме до конца. Но ещё важнее – уместить всё это понимание в короткое, понятное всем возрастам повествование. С тех пор я люблю выбирать сама тему, в которой интересно копаться. С тех пор я знаю, как искать и обрабатывать информацию. С тех пор, я с удовольствием говорю о науке, истории и искусстве с ребятами в возрасте от 5-и лет, не делая скидки на их возраст и не доросшие мозги. Если поселить в маленьком человеке ощущение прекрасного, великого и нужного – есть шанс, что и он дальше выберет более глубокое познание в мире, где мимолётного и поверхностного в общем-то достаточно.

Красоту Ефим Борисович заставлял видеть. Заставлял смотреть в окно. Заставлял смотреть на закат. 

Восхищался колосьями в поле, ряской на болоте, развалинами у моря, лепниной на потолках, паркетами в дворцовых залах, запахом навоза или свежего снега. А ещё, во времена моего детства, он коллекционировал смешных людей. В метро и на улице, в театре, в подворотне, на рынке. Эти непрерывные посылы моего взгляда к реальности сделали меня наблюдательной и любопытной. В определенный момент я незаметно для себя включилась в обе игры. Я повсюду ищу красоту и не могу не замечать смешное! Мне никогда не скучно в пути именно потому, что мне интересно смотреть. Если я не одна —  я стараюсь показывать то, что вижу моим спутникам. Наверное, мне немного не хватает харизмы, чтобы делать это также незабываемо, как Е.Б., но я надеюсь, хотя бы показанное мной останется с людьми, если не перерастёт в привычку самостоятельного поиска.

Я не смогла работать в лаборатории. Там нужно было искать мутации у людей и сообщать им диагнозы. Я выбрала горы и людей. Хотя какое-то время назад, мне казалось, что я не люблю людей. Не люблю человечество в целом. Мол, вот конкретных, хороших люблю, а серое большинство – нет. Сейчас я знаю, что это не так. Я постоянно пытаюсь понять человека. Я вижу в нем человека с его мыслями, заботами и интересами. Я благодарю каждого, кто готов поделиться мыслями и интересами и часто провоцирую людей на более глубокий разговор. Я понимаю, что среди тех, кто не готов, для кого жизнь сложна и выстроена в цепочку преодолений, часто заботы просто перевесили мысли и интересы.
Может это плохо, но я и жалею людей. Много.
Не бывает простых жизней, ни у детей, ни у взрослых. В горах открываются люди. Это не ново. 

Но я готова на честность и хочу честности от тех, кто со мной. Самый простой способ – переместиться в горы. Но горы — это не только возвышенные духовные ощущения. Чтобы прийти к этому состоянию откровенности и духовного поиска – человеку нужно и испугаться, и застать рассвет или звёздную ночь, и преодолеть усталость или холод, или боль, или тяжесть, или всё сразу. Надежда дала мне ощущение, что физически я могу всё. Всегда, когда я попадаю в сложную ситуацию на тропе, я вспоминаю худшие моменты из байдарочных походов, «дней мужества» и прочих лесных выходов с Надеждой. Меня сильно поддерживает понимание, что если я смогла тогда – то смогу и в этот раз перетерпеть, дойти, найти выход, справиться с непогодой. Кстати, именно в Надежде меня постепенно и ненавязчиво научили пользоваться бумажной картой и компасом. Сейчас мало гидов, кто использует эти средства навигации. Огромное количеств

о приложений и отдельных GPS трекеров сильно облегчают жизнь всем, кому надо сориентироваться на местности. Вот только техника, бывает, подводит. И иметь карту, компас и голову – большая удача в экстренных случаях.

Но в большей степени, «Надежда» во мне не про конкретные навыки, а про взаимодействие с другими людьми. Сейчас это тоже стало навыком – называется модными словами soft skills. Мне от этого ужасно грустно. Можно сказать, что отряд «Надежда» — это идеальный плацдарм для прокачки soft skills. И на этом «Надежда» закончится. Возможно, это странно, но я расстраиваюсь, когда кто-то из наших ребят становится успешным именно благодаря использованию всего, что понял, попробовал и прочувствовал в отряде… Применяя эти навыки общения только для достигательства, формируя и расширяя сеть своих полезных знакомств, действуя в общем-то современно и приемлемо. Я всё-таки стараюсь, чтобы общение со мной не было обменом взаимовыгодой, а обменом мыслями и идеями, совместным анализом себя и ситуации вокруг, опытом, и всё-таки радостью. 
С каждым месяцем, что я живу вдали от «Надежды», моя благодарность Ефиму Борисовичу и ориентирам растёт. Мне кажется, что только непрерывный внутренний разговор с ними и собой делает меня всё ещё живой духовно. Меня вдохновляют примеры тех старших и совсем взрослых друзей, кто ведет эту жизнь с большой пользой для окружающих, не теряя себя. Быть настоящим – наибольшая сложность цифрового века.

Я продолжаю верить, что вокруг нас, надежденцев, и образуются такие островки настоящего, где люди выбирают чувствовать остро, думать неформально и жить от души.

Полякова Дарья, бывший командир отряда «Надежда», генетик, педагог, высококлассная горнолыжница