г. Москва, дворец творчества детей и молодежи «Преображенский»

Николай Мухин, бывший председатель Куйбышевского пионерского штаба, любимый учитель истории многих ребят

Прошли десятилетия с тех пор, как мы писали друг другу письма, и вот…

Нужно вернуться в прошлое, чтобы понять настоящее. Попробую.
Ты знаешь, «Надежда» — это же не только организация, которая нас объединяет, место, где встречаемся. 

А само название, которое объединяет. Оно родилось, как я понимаю, в то время, когда были Жорик и Надежда. Надя претендует, как мне кажется, на то, что ее имя стало в основе названия сначала лагеря пионерского актива «Надежда», потом школы актива, а потом и всего коллектива. Для меня это не важно, но сам факт…

Когда-то Ира Скуридина задала мне точно такой же вопрос и меня это взорвало! Я ей мог ответить только одно – это моя жизнь!!! Да, так получилось: мои друзья, которые стали для меня родными. Моя семья: Таня, ставшая моей любовью на всю жизнь, Серега и Аня, мои дети, прожившие свое детство и раннюю юность в этом коллективе. И у них остались свои друзья Даша и Леха Репниковы, Колосок… И удивительно — это подтверждает все. Мы можем не встречаться очень долго, но встречаемся, и как будто расстались вчера.

Я перечитал армейские письма, в которых мы жили жизнью коллектива внешне, а по сути переживаем свои судьбы… Я тебе прочитаю эти письма-мысли. В этом большой смысл наших отношений.
Когда я был в армии, то мама и Нина постоянно писали мне о встречах с тобой, с ребятами: «… приходил Ефим, Финагенов Миша, Вовка и др. Мы напекли пирогов!!!» И вы, мои друзья, стали друзьями для всей семьи Мухиных.

Когда я окончил школу в 1978 году то на прощание я ей сказал: «Прощай, дорогая Школа! Я хотел быть военным, как Храмцов Жорик. Но именно в Армии пришла мысль пойти работать в школу. Армия – отдельная тема, там мои армейские друзья Скоморохины, Хамидулла Джалдыгулов, которые стали для меня такими же родными, как и Вы. Вообще-то я научился дружить именно в пионерском штабе.

Жалею только об одном, что не могу быть Богом. Все, чем могу поделиться с родными и друзьями – то, что имею сам. Я не научился спасать.        Судьба!

 

Я стал учителем истории. Парадокс. Тот, кто закончил школу лишь с одной четверкой, вернулся в школу!!!??? Ефим, но только ты и Орехов Саша повлияли на мой выбор. Тогда, мне кажется, многие ребята бредили педагогикой. Белкин, Бодров, Коновалова, Рямаева пошли в пионервожатые. Что тогда, после армии, что я мог? Командир, физически сильный, в полном расцвете сил… И вот летний лагерь с Ореховым в Азове… Все, решено – иду в педагогический!

Как тогда, так и сейчас живу чувствами, мыслями, идеями теми, которые приобрел с Вами до Армии и после в «Надежде».

Мама, отец, Нина, ты, Ефим, ребята, — вы все будили во мне интерес ко всему. Все интересно!

 Вот это «интересно» стало основой моей работы. Я никогда не ставил перед собой сверх задачу – знать. Мне всегда, и сегодня важно, что это интересно. А дальше… Сам себе хозяин…

Я – учитель! Самая высокая для меня награда, когда ученики благодарят меня за интересный урок. Да! И в школе я переживаю с ребятами все, что происходит, как когда-то в 1970 – 90-е годы. Я написал переживаю, нет – ПРОЖИВАЮ!!!

Ефим, этому я научился у тебя!
У меня много друзей, с кем я говорю, спорю, соглашаюсь и нет. Я пускаюсь в авантюры. Пусть, маленькие, но все же. Я пытаюсь творить, выдумывать, пробовать.
У меня есть Вы, мои друзья! Мои родные – Серега, Аня, Таня, Настя, Глеб, Нина, Андрей! У меня есть память: Таня, Леха, Миха, Жорик, Серега Скомарохин и … Для меня – это ВСЯ ЖИЗНЬ! Так будем ЖИТЬ!!!

Мухин Николай,
учитель истории

Хочу добавить.
такая наша жизнь … Ушли из жизни за это время: Андрей Доценко – мой друг – археолог; Вовка Новожилов; Андрей Дубский; Серёга Сиволобов; Игорь Семенов. Сильные ребята. Вечная память. Уходит время…