г. Москва, дворец творчества детей и молодежи «Преображенский»

Штейнберг Ефим Борисович

Обо мне

Я, Штейнберг Ефим Борисович, родился 30 марта 1945 года в г. Москве на Гоголевской улице, в доме № 33, в квартире № 1, в Черкизове.

Моя мама — Софья Моисеевна Коднер (добрая, отважная, терпеливая, с ярко выраженным чувством юмора)  — родом из Украины, из г. Бара Винницкой области, переехала в Москву в 1933 году по вызову родного брата.
Отец — Штейнберг Борис Яковлевич (маленький добрый гномик, работящий, внимательный, необыкновенно отзывчивый на любую просьбу человек) — родом из Молдавии, из села Курки Оргеевского района, оказался в Москве проездом. Участник Финской, Великой Отечественной и Японской войн. Покинул нас в 1947 году и вернулся на родину.

Мама и папа умерли. Мама — в 74 года, папа — в 82.

Моя сестра — Мария Михайловна Соколовская — родилась в 1936 году в Москве. Экономист по базовому образованию, а по призванию — художник-прикладник, писатель, поэт, косметолог. Проживает с детьми в США. Первые шесть книг по макраме в России написаны ею. Сейчас она самый популярный косметолог г. Сент-Луиса. Работает до сих пор. Автор многочисленных публикаций в самых престижных журналах города. Мы оба очень любим находить в жизни смешное. Когда мы встречаемся, то каждый день хохочем до упада…

Воспитывался я, в основном, в детском саду на улице Короленко, недалеко от парка «Сокольники». Все главные понятия и навыки в жизни в основных своих чертах во мне сформировались там.

По каким-то причинам я пользовался особым внимание ребят и воспитательниц, и это внимание формировало во мне свободу выражения себя среди людей.

В мае 1952 года я выпускник детского сада, и мне подарили на прощание трёх морских свинок, за которыми я ухаживал в детском саду. Через месяц соседи сдали их санитарным врачам (живодёрам).

В сентябре 1952 г. пошёл в первый класс 379 школы (сегодня школа №1080), а уже в ноябре того же года нас перевели в только что достроенную новую школу № 363. Я был в 1-м «А» самым маленьким, стоял первым в колонне и поэтому разрезал ленточку, т.е. открыл новую школу. Здесь я учился всего два года. Моя первая учительница — Зоя Фёдоровна Сырова. Запомнил только, как мама по совету учительницы привела меня насильно в конце первого класса смотреть фотографирование на Доску почёта отличников. Я плакал, вырывался из рук. Но первую четверть во втором классе был круглым отличником. А дальше пошло как обычно.
В сентябре 1954 года меня перевели в третий класс школы № 392 по месту жительства. В начальной школе у нас была самая красивая, самая добрая, самая умная, самая молодая Алевтина Ивановна. В средней школе самыми любимыми были биолог Антонина Никитична и лаборант по химии Наталья Владимировна. Для Антонины Никитичны мы делали всё, о чём бы она нас не попросила. Препарировали лягушек, оформляли плакаты, мыли класс, показывали малышам опыты. Она была очень умная, добрая и с хорошим чувством юмора. Помню, когда я подсказал своей любимой подруге Тамаре Орловой, стоявшей у доски и не знавшей, как размножаются кролики, что кролик несёт два яйца в год — хохотал весь класс вместе с учителем, а я потом от Тамарки получил хороший увесистый подзатыльник.
Наталья Владимировна с самого начала, с четвёртого класса, несмотря на мою гиперактивность, самостоятельность в суждениях и потому неудобность для всех учителей, заметила меня, защищала и представляла всем как своего суперталантливого «сына». Она научила меня вязать, рисовать, заниматься скульптурой. Она впервые вывела меня на сцену и сделала самым популярным школьным актёром, от которого со смеху угорала вся школа.

Помню, как в пятом классе трое взрослых хулиганов с улицы избили меня в вестибюле школы за то, что я еврей, и после тяжелейшего сотрясения мозга я оказался на домашнем обучении и остался на второй год.

Помню необыкновенно тёплое отеческое отношение ко мне завуча школы Хуторянского Григория Ефимовича, материально поддерживавшего мою маму и меня до восьмого класса.

Именно в эти годы во мне сформировалось чёткое представление об активной доброте, о мотивах доброты, побуждающих к действию.

В 1960 году, в седьмом классе я прошёл конкурс и поступил во взрослую театральную студию Дворца культуры им. Русакова в Сокольниках. Поступил по совету моей сестры, которая занималась в ней театральным искусством в начале шестидесятых годов. Состоял в студии до 1970 года. Именно в эти годы формировались и другие студии, превратившиеся впоследствии в профессиональные театры, как например «Современник».

В студии я прошёл достойную школу актёрского мастерства в мастерклассах Назарова Василия Николаевича (одного из руководителей Театра юного зрителя), Йонаса Юрашаса — в дальнейшем одного из известных режиссёров Запада. Мастерство актёра преподавал у нас и Лев Владимирович Курилович-Новый — один из любимых учеников В.Э. Мейерхольда. Техникой речи с нами несколько лет занималась Петрова Анна Николаевна — в дальнейшем постановщик голоса и дикции И. Смоктуновского и других великих актёров. Грим преподавал главный гримёр-художник МХАТа Н. Максимов.

В 1962 году я перешёл в 9-й класс 379 (1080) школы.

9-11 классы — интересное время в моей юной жизни. Время осознанного взросления. Необыкновенно интересные интеллигентные учителя. Они были озабочены своим предметом и делали всё, чтобы максимально помочь нам освоить его основы. Но не предмет и не оценки по нему были для них главным критерием личности каждого из нас. Их волновал нравственный и гражданский рост воспитанников,  профессиональное самоопределение в будущем.  Большинство наших учителей во главе с директором школы Екатериной Алексеевной Рукавишниковой отличали искреннее уважение, материнские и отеческие чувства к каждому из нас. Мы, как мне кажется, старались отвечать им взаимностью и оправдывать их ожидания.

Не смотря на большую загруженность в моей любимой театральной студии, я занялся активной общественной деятельностью: возглавил три сектора комитета комсомола (пионерский, культмассовый и редакцию школьной газеты). Научился публично высказывать своё мнение. Стал актёром известного в Москве нашего школьного театра, которым руководил учитель черчения Щеглов Евгений Сергеевич. Он был так же и великолепным художником, сценаристом, поэтом. Перед одиннадцатым классом, в летние каникулы по призыву РК ВЛКСМ и по рекомендации учителей я выехал старшим пионервожатым в большой пионерский лагерь «Дзержинец». В лагере я почувствовал некоторое призвание и понял, что мне многому необходимо учиться для того, чтобы интересно и с пользой жить среди людей, среди детей.

По окончании школы летом я поступал в Щепкинское театральное училище. Я хотел стать актёром детского театра, но в последний момент В. Коршунов не увидел во мне своего потенциального ученика, и я дал себе слово никогда больше не пытаться стать актёром. Я решил стать детским врачом и этим же летом сдавал экзамены во Второй мединститут, но не добрал одного балла. Я устал и немного растерялся. Осенью я был принят санитаром приёмного отделения в больницу №54 и одновременно киномехаником в свою родную школу. В больнице я работал сутки через двое, а днями показывал учебные фильмы на уроках в школе. На сон не хватало времени, и во время демонстрации фильмов я дремал. Одновременно я поступил на рабочий факультет МГПИ им. Ленина, чтобы подтянуть свой письменный русский язык.

Учебный год для меня стал изнурительным. В больнице я четыре раза в сутки мыл полы во всём отделении. Принимал тяжело больных, мыл, переодевал и развозил по отделениям. Часами стоял на операциях в хирургическом отделении. Отец моего одношкольника Гершман Борис Михайлович был заведующим этим отделением и всегда звал меня на интересные операции. Я наблюдал потрясающую самоотдачу первоклассных хирургов и травматологов, их неимоверно тяжёлый изнурительный труд, и во мне крепла идея активного несюсюкающего добра. И мне ужасно захотелось прийти к детям и помочь им становиться Людьми. К этому времени я уже многое узнал, понял, многому научился и мне было с чем появится среди ребят.

В 1965 году я поступил на филологический факультет МГПИ им. Ленина, а после того, как РК ВЛКСМ и руководство Дома пионеров Куйбышевского района пригласили меня — молодого активного парня, мне было 20 лет — руководить районным пионерским штабом, я перешёл на вечернее отделение Московского государственного заочного педагогического института, который закончил в 1971 году.

Так вот, с 1965 года и по сей день я руковожу моим родным коллективом, который в годы перестройки получил статус региональной детской общественной организации «Отряд «Надежда» и стал одним из самых больших творческих коллективов Дворца творчества детей и молодёжи.

С 1992 по 2007 год я параллельно работал доцентом кафедры педагогики и психологии Российской Академии повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования.

В 2000 году защитил научную диссертацию и получил учёную степень кандидата педагогических наук.

В 2003 году мне присвоено учёное звание ДОЦЕНТА по кафедре педагогики и психологии.

Заслуженный работник культуры РФ.

Почетный работник сферы молодёжной политики РФ.

Отличник народного просвещения.